#1 Рост активности малого бизнеса
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2017 году в сегменте street-retail более активно развивался малый бизнес: предприниматели запускали как самостоятельные проекты, так и франшизы, и открывались в густонаселенных спальных районах города. По-прежнему высокая активность стартапов наблюдалась в сфере пекарен, кондитерских, булочных. Однако данная категория малого бизнеса преобладала и среди закрывшихся объектов.
#2 Выход новых игроков на петербургский рынок
На рынок Санкт-Петербурга в этом году вышли несколько региональных сетей с большими планами развития в регионе. В частности, в помещениях, находящихся под управлением инвестиционно-управляющей компании STEIT, за этот период открылись новые точки сети алкогольных супермаркетов «Красное и белое», а также ряд аптечных сетей, в том числе самарская «Вита».
#3 Продолжение экспансии федеральных и региональных сетей
Федеральные и региональные сети продолжают наращивать свое присутствие. В 2017 году среди арендаторов наибольшую активность демонстрировали продуктовые ритейлеры – Магнит, Пятерочка, SPAR, алкогольные – Ароматный мир, РосАл, Градусы, а также аптеки – Фармакор, зоо-товары– PetShop, цветочный бизнес – Цветовик.
#4 Возобновление развития розничных сетей банков
Банки возобновляют развитие своих розничных сетей. Новые отделения открыли Банк Санкт-Петербург, Райффайзен и другие. Объединение ВТБ24 и ВТБ, которое будет завершено в начале 2018 года, также повлечет за собой открытие ряда новых офисов.
#5 Оптимизация торговых сетей
Ритейлеры стремятся к оптимизации своих сетей, выбирая при этом разные стратегии. Так, например, продуктовые операторы в последнее время арендуют большие объемы торговых площадей, в том числе в очень близких локациях – на перспективу, с дальнейшей возможностью оставить только наиболее доходные точки. Другие игроки закрываются в одних местах и открываются в других, сохраняя общее количество объектов.
#6 Интерес к наиболее крупным помещениям
По статистике инвестиционно-управляющей компании STEIT, в 2017 году наибольший интерес для арендаторов представляли форматные помещения площадью 400-600м2 – для продуктовых сетей, а также небольшие объекты до 60м2 – для других сфер бизнеса. Остальные объекты были в разы менее востребованными.
#7 Стабильные арендные ставки
Арендные ставки в среднем остались на прежнем уровне. Отмечается незначительный рост в пределах 5-10%.
#8 Отложенный спрос на встроенные помещения в новых жилых массивах
Жилые проекты сегмента масс-маркет, введенные в эксплуатацию за последний год, демонстрируют разный уровень востребованности коммерческих помещений. Зачастую это связано с тем, что существенная доля квартир в них приобретались 2-3 года назад в инвестиционных целях. В отсутствии покупателей или арендаторов такие квартиры долго пустуют. В результате заселение новостроек происходит гораздо медленнее, чем раньше, что сказывается на востребованности встроенных помещений в этих объектах и доходности бизнеса для непосредственных арендаторов. В таких объектах мы наблюдаем эффект отложенного спроса.
Роман Стогов, коммерческий директор инвестиционно-управляющей компании STEIT: «По нашим оценкам, более половины объектов на рынке торговых площадей не ликвидны на данный момент. Такие проекты ощутимо просели и срок их экспозиции возрос до непрогнозируемого максимума».
#9 Застройщики начинают уделять больше внимания качеству коммерческой недвижимости в своих жилых проектах
Тренд на продуманные коммерческие помещения в жилых объектах задали небольшие застройщики. Такие компании реализуют каждый свой дом по индивидуальному проекту, стремясь создать комфортную среду для будущих жителей и развития бизнеса. Сейчас таких примеров становится все больше, в том числе среди крупнейших девелоперов.
Мария Парфененко, генеральный директор инвестиционно-управляющей компании STEIT: «Надо отметить, что компании, специализирующиеся на жилом строительстве, редко являются профессионалами и в торговой недвижимости. Для того, чтобы проектировать и строить торговые объекты в соответствии с ожиданиями рынка девелоперы начинают прибегать к консалтингу в этой сфере. К нам все чаще обращаются застройщики на этапе разработки проектной документации, мы разрабатываем коммерческую концепцию объекта и сопровождаем его на всех этапах реализации. Такой подход гарантирует проекту быструю окупаемость и высокую доходность».
#10 Высокая активность инвесторов
Сегмент помещений streеt retail остается одним из наиболее устойчивых к внешним экономическим факторам. На фоне снижения процентных ставок по депозитам в ведущих банках, интерес к более доходным инструментам инвестирования – таким как коммерческая недвижимость – возрастает. Однако на фоне большого объема неликвидного предложения на рынке значимым фактором для инвестора является выбор профессионального партнера, способного выявить перспективные локации и грамотно оценить потенциал для бизнеса в долгосрочной перспективе.