Источник: «Коммерческая недвижимость»
Подробный материал доступен по ссылке
По данным 2gis.ru, в городе имеется свыше 700 магазинов сувениров и подарков, преимущественно рассыпанных по центру Петербурга. Стандартный набор продукции – матрешки, магниты, календарики, павловопосадские платки, шкатулки, книги, янтарь и пр. Их можно найти как в отдельных сувенирных киосках, так и в книжных магазинах и художественных галереях. Большинство таких точек продаж расположено на Невском проспекте и прилегающих к нему улицах. Спрос на них традиционно возрастает с началом летнего сезона.
Более оригинальные сувениры и подарки можно встретить в лавках при различных музеях – от Эрмитажа и Русского музея до Музея советских игровых автоматов, а также на площадках культурных пространств: в Waf-Waf на Невском пр., 48, «Порядке слов» на наб. Фонтанки, 15, «Подписных изданиях» на Литейном пр., 47, «Этажах» на Лиговском пр., 74, «Двадцать восьмой» на наб. Обводного канала, 60 и пр.
Специализированных сетевых магазинов осталось не так уж много. Так, например, на Невском действуют четыре салона «Наследие». Компания Silentium развивает сеть сувенирных салонов под брендом Souvenir Boutique (хотя каждый из двенадцати магазинов работает под собственным названием), а также имеет павильоны в различных отелях. Неизменной популярностью пользуется продукция Ломоносовского фарфорового завода, которая представлен в более чем двух десятках магазинах от самого завода.
Из года в год стабилен набор арендуемых площадок для размещения киосков и стендов рядом с известными достопримечательностями Петербурга (контролируют их не более десятка компаний). Есть, правда, теперь одна точка, откуда «частников» вытеснили (якобы за неэстетический вид) - летом Смольный расторг договор аренды с фирмой «Союз», которая ранее владела сувенирными лавками у места стоянки крейсера «Авроры».
Год назад новый формат торговли придумал предприниматель Олег Кузнецов, открывший уже три магазина «Арт-полка». Он сдает в аренду полки на витринах производителям сувениров, украшений и аксессуаров: площадь точки в среднем около семи кв.м; ставка – от 1000 до 3000 рублей в месяц.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Роман Стогов, коммерческий директор инвестиционно-управляющей компании STEIT:
- Действительно, магазины сувенирной продукции смогли занять многие объекты, освободившиеся в кризис. И с прошлого года Невский проспект приобрел статус сувенирной улицей Петербурга.
Что же касается нынешнего туристического сезона, то мы наблюдали рост обращений со стороны компаний, работающих с организованным туризмом из Азии. Их интересовали большие площади формата стрит-ритейл (порядка 1000 кв.м.) на линиях туристических маршрутов рядом с основными достопримечательностями Петербурга. Обязательное условие – возможность комфортной парковки для нескольких автобусов. Например, мы сдали свой магазин под сувениры на Орловской ул., 1.
Наиболее стабильный спрос обеспечивают туристы из Китая. Ориентированные на них салоны предусматривают в своей товарной матрице как сувенирную, так и ювелирную продукцию. В продаже представлен широкий ассортимент подарков, сувениров, украшений и изделий из янтаря в традиционном русском стиле.
Марина Пузанова, руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St. Petersburg:
- Требования к сувенирным магазинам достаточно стандартны: это должны быть помещения с отдельным входом (не в торговых центрах), расположенные в самых проходных «туристических» местах, с удобными подъездами и возможностью парковки больших туристических автобусов. Обязательно наличие витринных окон. На Невском проспекте сейчас представлено значительное количество сувенирных магазинов, но размеры у них небольшие, поэтому их доля не превышает 4% от общего объема площадей стрит-ритейла в этом торговом коридоре. Хотя есть и крупные точки – до 1000 кв.м, которые обслуживают большие группы туристов. Например, новый большой магазин порядка 700 кв.м открылся на Конюшенной площади. Активной ротации пока не наблюдается. Была пара магазинов, которые закрылись в одном месте, но открылись в другом.
Юлия Корчемная, руководитель направления стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге:
- В этом году мы наблюдали действительно очень активный спрос на аренду помещений под сувенирную продукцию. В особенности всплеск был зафиксирован во втором квартале, как раз с наступлением туристического сезона.
В большинстве своем ритейлеры сувенирных товаров рассматривают небольшие площади до 100 кв.м и заключают краткосрочные договоры по рыночным ставкам. Безусловно, основной интерес представляет Невский проспект. Весной там открылись новые магазины в домах 16, 22-24 и 62.
Сильные игроки сегмента арендуют большие метражи (около 500-700 кв.м) на долгий срок. Их точки располагаются преимущественно у памятников и достопримечательностей – на Б. Конюшенной улице, на пересечении Невского проспекта с Б. Морской улицей. Целевая аудитория крупных операторов сувенирной продукции – групповые туристы. Поэтому торговые центры они не рассматривают. Более мелкие арендаторы садятся во встройке преимущественно на основной части Невского проспекта.