Рынок стрит-ритейла кризис затронул меньше других сегментов коммерческой недвижимости, а последние кварталы он демонстрирует пусть и не ошеломительный, но рост. Наибольшее оживление наблюдается в сегменте общепита. Эксперты связывают это с ростом турпотока, благодаря которому оживились и сувенирные магазины, заполонившие главные городские магистрали. Развиваются продуктовый ритейл, цветочные магазины, детская индустрия.
О том, какие операторы работают на рынке активнее других и какие помещения они ищут, журналу "Коммерческая недвижимость" рассказал Роман Стогов, коммерческий директор инвестиционно-управляющей компании STEIT.
- Какие сегменты бизнеса, работающие со стрит-ритейлом, сейчас развиваются активнее других, а какие приостановили развитие?
Самые активные арендаторы в сегменте стрит-ритейл – это сферы, связанные с продукцией первоначального спроса, а именно продукты питания, алкоголь, медицина, товары для детей, товары для животных, цветочные операторы, пекарни и кондитерские. В последние 2-3 года соотношение открытых и закрытых предприятий общепита и салонов красоты традиционно находится примерно на одном уровне. За первое полугодие ротация арендаторов в сегменте стрит-ритейл, по нашим подсчетам, составила не более 15%, что является средним показателем.
- Какие продуктовые сети сейчас развиваются в Петербурге, а какие сокращают свое присутствие, высвобождая помещения для конкурентов? Какие помещения и в каких локациях они ищут? Превышает ли спрос на такие помещения предложение?
Как и в прошлом году, в первом полугодии 2016 продолжают свое развитие продовольственные сети низкого и среднего ценовых сегментов, особенно федеральные игроки «Тандер» (сеть «Магнит»), X5 RetaitlGroup («Пятерочка», «Перекресток», Карусель»), ГК «ДИКСИ» и некоторые региональные, например, «РеалЪ – Свежие продукты», «уДачный» и «Интерторг» (SPAR, «Народная семья»). Для сложных периодов в экономике характерна ротация арендаторов: кто-то уходит с рынка, другие, наоборот, пользуются моментом и стараются занять освободившиеся площади в привлекательных местах, расширяя свою сеть или развивая новую. Так, в прошлом году с рынка Санкт-Петербурга ушла сеть супермаркетов «Сетка». Ее помещения забирают другие игроки - ГК «ДИКСИ» и X5 RetaitlGroup. Плотность рынка продуктовых ретейлеров в городе достаточно высока, в такой большой конкуренции работать сейчас не просто. Относительно запросов отмечу, что продуктовые сети ищут форматные помещения общей площадью от 350 до 1000 кв.м, особый интерес к большим жилым массивам в спальных районах и к ближайшим густонаселенным районам Ленобласти на границе с городом.
В хороших локациях спрос на качественные помещения превышает предложение. Федеральные и региональные игроки готовы конкурировать и предлагать лучшие условия, чтобы занять качественные площади, которых в Петербурге достаточно мало. Часто нам приходится идти навстречу интересам арендаторов и объединять несколько небольших помещений или дробить более крупные блоки специально под клиента.
- Какие еще магазины (цветы, сувениры и пр.) развиваются в Петербурге? Например, активное развитие получили алкомаркеты. Какие сети сегодня представлены на рынке? Велика ли конкуренция в этом сегменте? Есть ли какая-то специфика у требуемых ими помещений?
Традиционно продолжают открывать много точек такие известные алкогольные ретейлеры, как «Норман», «Ароматный мир», «РосАл», «Градусы», а также новые игроки. Столь бурное развитие алкомаркетов мы связываем, в первую очередь, с вынужденным отказом горожан от посещения кафе и баров и переходом на употребление алкоголя дома. Но сейчас этот рынок близок к насыщению, конкуренция чрезвычайно высокая, и, по нашим прогнозам, по итогам 2016 года уже не будет такого интенсивного развития. Посудите сами, когда в одном доме открываются сразу три алкогольных супермаркета, каждый быть успешным не может.
В сегменте сувенирных товаров развиваются магазины «закрытого» формата: помещения большой площади, рассчитанные на обслуживание туристических групп (часто восточных групп - китайских и японских туристов). Это достаточно специфический вид бизнеса. Их интересуют большие помещения с обязательной возможностью парковки нескольких автобусов. Скоро мы анонсируем открытие подобного магазина в одном из наших объектов, в настоящее время арендатор закончивает ремонтные работы.
По нашим наблюдениям, за первые 5 месяцев 2016 года цветочные магазины стали развиваться еще более активными темпами. Например, сеть «Цветовик» и «Фантазия» наращивают свои объемы. Не отстают и Duty Free Flowers, Fix price Flowers, «ЦветОптТорг», «ЦветОптРозница» и московская сеть «МосЦветТорг», вышедшая на рынок Петербурга осенью прошлого года.
Также в помещениях формата street-retail продолжают открываться пекарни, например, «Волконский», «Бублик» и «Полосатый кот».
Подробнее интервью читайте в журнале "Коммерческая Недвижимость" от 06.06.2016 (№23)